Ярослав Смычков: «Достижений в танцах пока больше, чем в хоккее»
18-летний нападающий Ярослав Смычков – один из первых выходцев из фарм-клуба, стабильно заигравших в основном составе «Лиды». Более того, по итогам октября болельщики «рыцарей» признали форварда лучшим игроком команды. А ведь буквально три года назад он оказался ненужным в родном «Могилеве», за что до сих пор держит обиду.
Ярослав Смычков признается, что крайний раз давал интервью примерно восемь лет назад. Разговор тоже был о хоккее, хотя в детстве хватало и других увлечений. Педагоги прочили ему большое танцевальное будущее, однако он выбрал спорт и ныне пытается покорить хоккейную «сцену».
«Главное – не сглазить»
– Ярослав, нынешний сезон – первый для тебя во взрослом хоккее. Трудно приходится?
– Конечно, очень тяжело. Уровень совсем другой, скорости намного выше, много силовой борьбы. Спасибо более опытным партнерам по команде, которые поддерживают меня, подсказывают, как сыграть лучше. Рад, что тренерский штаб мне доверяет, поэтому адаптация проходит нормально. Сам стараюсь выкладываться по полной в каждой игре, так как понимаю: на мое место в составе претендует большое количество хоккеистов.
– У тебя очень плотный график, так как выступаешь не только за основную команду, но и за фарм-клуб. Хватает сил?
– В таком режиме играю уже третий год. Раньше за «юниорку» и за фарм-клуб, теперь за «фарм» и «основу». Возможно, тогда было даже сложнее: в пятницу и субботу ставили матчи ЮХЛ, в воскресенье-понедельник выходил на лед за «Лиду-2». То есть было четыре игры в неделю, причем подряд. Поэтому к такому активному ритму я привык, хотя соглашусь: матчи экстралиги отнимают гораздо больше сил. Разница в уровне очень заметна.
– Доволен тем, как складывается для тебя текущий сезон?
– Вроде бы все идет неплохо. Даже удалось забросить пару шайб в экстралиге, регулярно набираю очки в матчах за фарм-клуб. Понятно, что за это также нужно поблагодарить моих партнеров. Главное – не сглазить.
«Не скажу, что был отличником, – скорее всего, хорошистом»
– В детстве многие склонны менять интересы. Хоккей – твое первое увлечение или было что-то еще?
– Детально вспомнить уже трудно, но знаю точно, что некоторое время параллельно занимался танцами и боксом. В хоккей меня привел папа. Сейчас он болеет за ту команду, в которой играю я, а раньше мы вместе ходили на матчи в Могилеве, переживали за местный клуб «Химволокно». Тогда он именно так назывался. Трибуны заполнялись до отказа, билеты нужно было покупать за три-четыре дня до игры. Поэтому я каждый раз спрашивал его: «Когда хоккей?» Тем самым напоминал, что нужно успеть приобрести билеты.
– Легко давались тренировки?
– Когда шел на первое занятие, думал, что кататься на льду очень легко. На самом деле все оказалось намного сложнее. Но у меня была хорошая мотивация. В группу своего возраста я пришел практически последним. Пока пытался научиться уверенно держаться на коньках, мои сверстники уже с клюшками в руках вовсю работали с шайбой. Мне тоже хотелось, поэтому старался наверстать упущенное как можно быстрее. Затем пошли матчи, соперничество – стало гораздо интереснее. Если брать во внимание статистику, то на детском уровне я неплохо играл. Хотя детский хоккей и отличается тем, что ты можешь подхватить шайбу, обвести пятерых и отправить ее в ворота. С возрастом же хоккей становится более комбинационным видом спорта. А еще часто смотрел поединки по телевизору, ролики на Youtube. Запоминал финты, различные приемы, старался применить их на практике. В принципе, и сейчас так делаю. Обедаю, ужинаю – смотрю хоккей. Просто появляется свободное время – поступаю так же. Стараюсь прогрессировать, учиться чему-то у других, воплощать полученные знания во время игры.
– Как расставался с танцами и боксом?
– Дом культуры находился рядом с Ледовым дворцом, поэтому некоторое время я пытался совмещать разные занятия. Но танцы мне самому не особо нравились, хотя педагоги говорили, что я буду чуть ли не звездой в масштабах страны. У меня до сих пор достижений в танцах больше, чем в хоккее. Но не имелось особого желания развиваться в этом направлении, поэтому решил уйти. В секции по боксу тренеры просто сказали: «Выбирай – хоккей или бокс». Я выбрал хоккей.
– Учеба или спорт – такого выбора не пришлось делать?
– Я учился в спортивной школе, она тоже располагалось недалеко от Ледового дворца. Учителя понимали и помогали держаться на плаву в плане образования: где-то с уроков отпустят, где-то оценку подтянут. Если бы не это, определенные проблемы имелись бы. Честно признаюсь, хоккей я всегда ставил выше учебы. Хотя старался делать «домашку», чтобы после тренировки было время на отдых. Не скажу, что был отличником, – скорее всего, хорошистом. Обычные уроки, стих какой-то выучить – легко. Но если что-то сложнее, то даже и не брался.
Вообще, считаю, что выбор – учеба или спорт – должен делаться в конце девятого-десятого классов, когда нужно уже думать о поступлении в вуз. При необходимости заниматься с репетиторами, отдавать все свободное время подготовке. Совмещать вряд ли получится. Если уверен, что в будущем сможешь заиграть на хорошем уровне, то нужно делать упор на спорт и совершенствоваться в нем и далее. Нецелесообразно тратить время, проболтаться годик-два в хоккее и закончить с этим делом. Мне же повезло, в хоккее все складывалось хорошо, поэтому ни капли не жалею, что сделал выбор в его пользу.
– Если не ошибаюсь, ты параллельно учишься в Смоленской академии.
– Да, но будущая профессия связана со спортивной отраслью, поэтому в этом плане мне проще.
«В «Могилеве» даже шанса не дали»
– В 2015 году ты уехал играть в Брянск. Как так получилось?
– В Могилеве проводился турнир, меня там заметили, пригласили в Россию. Понимал, что уровень хоккея там должен быть выше, поэтому согласился. Провел там один сезон, проявил себя неплохо. Предлагали остаться, были варианты и с другими российскими командами, но все же решил вернуться домой.
– Тебе на тот момент было тринадцать лет. Как родители-то отпустили?
– Я уехал вместе с папой, ему в Брянске как раз таки предложили работу. Да и от Могилева расстояние относительно небольшое – четыре часа пути. Кстати, в Брянске вместе со мной играл вратарь Влад Метелица, который сейчас выступает за «Лиду-2».
– Уровень хоккея там на самом деле оказался выше?
– Я занимался с отличным тренером – Евгением Кондратьевым, кажется. Уже точно и не помню его имени. Он мне хорошо поставил технику катания. Раньше с этим имелись проблемы. Там, к слову, две-три тренировки в день были связаны только с катанием на льду. А в целом уровень хоккея, юношеского в том числе, действительно оказался заметно выше. У нас ты можешь принять шайбу, постоять, подумать, что делать с ней. Там же тебя сразу снесут с ног. С самых юных возрастов идет серьезная подготовка. Но пришлось уехать. Главное слово в этом вопросе осталось за родителями, поэтому спасибо могилевским тренерам, которые приняли меня обратно, дали игровую практику.
– А потом же ее и лишили…
– Сначала постоянно играл, даже за команду годом старше, а когда вновь начали создавать фарм-клубы, в «Могилев-2» меня почему-то не взяли. Я же считаю, что был не хуже тех, кого в команду приняли. Пытался уточнить, почему так вышло. Тренеры ссылались на мой небольшой рост, физические данные. Говорили, мол, поиграй еще в ЮХЛ, а там видно будет. Мне же хотелось прогрессировать.
Так вышло, что отец в интернете наткнулся на сообщение о наборе в фарм-клуб «Лиды». Тут же позвонили, договорились о просмотре. Он длился буквально день-два. Сергей Валерьевич Буйко принял меня в команду и с первого же сезона определил в лидирующие звенья. Спасибо ему за доверие.
После звонили из «Могилева», просили вернуться обратно. Но я не хочу. Ладно бы, они меня просмотрели и после вынесли вердикт. А так, даже шанса не дали. Очень обидно было. Наверное, даже назло им решил уехать в Лиду доказать, что я способен на большее.
«Еще достаточно игр, чтобы побороться даже за первое место»
– «Лида-2» в предыдущих сезонах не особо впечатляла результатами. Морально тяжело было постоянно проигрывать?
– Несмотря на то что мы шли в турнирной таблице последними, в плане игры ощущался определенный прогресс. В первый год моего пребывания в Лиде в «фарме» было много хоккеистов постарше. В следующем сезоне, наоборот, начали делать ставку на молодежь. Боролись, как могли, старались никому не уступать. Теперь же начали привлекать к поединкам высшей лиги игроков основного состава. Это правильно. Молодежь смотрит за их действиями, набирает опыт, прогрессирует. Ну, и побед стало больше.
– Основная команда на данный момент по делу идет третьей в экстралиге «Б»?
– Не скажу, что мы слабее «Химика» или «Бреста», которые расположились в таблице выше. Просто где-то не везет, иногда случаются нелепые поражения. Недобрали очков в матчах с «Витебском» и «Пинскими ястребами». Приплюсуй нам те очки, шли бы вровень с лидером. Но еще достаточно игр, чтобы побороться даже за первое место.
– Ты тоже хочешь сыграть в переходных матчах с «Могилевом»?
– Конечно. Для меня каждая игра с командой из родного города, даже на уровне фарм-клубов, особая мотивация. Хочется доказать, что чего-то стою.
Читайте также.
Никита Кардашев: «Батя был ответственным за хоккей, мама – за учебу»